В мире компьютерных и веб-технологий это иностранное слово означает удобство того или иного интерфейса, например веб-сайта. Это ещё один термин, пришедший к нам главным образом благодаря развитию Интернета. В английском языке слово usability описывает степень удобства использования чего-либо, не обязательно связанного с высокими технологиями.

У нас тоже теперь говорят про юзабилити приборов, оборудования и просто предметов обихода, но чаще всего используют этот термин применительно к интерфейсам компьютерных программ и веб-сайтов, когда говорят об их удобстве для пользователя. Почти все специалисты сходятся во мнении, что юзабилити - один из основных факторов, влияющих на успех (или провал) любого Интернет-проекта.

Почему же так важно, чтобы сайт был "юзабельным"? Даже если речь идёт не о коммерческом веб-ресурсе, всё равно сайты создаются главным образом для того, чтобы на них заходили посетители. И не просто заходили, а оставались как можно дольше и хотели бы вернуться снова. Интернет в наше время стал сферой деятельности с высоким уровнем конкуренции. Сайтов схожих по тематике и по возможностям, предоставляемым посетителям, уже очень много и с каждым днём становится всё больше. О том, как привлекать на сайт так называемый трафик мы поговорим в другой статье, здесь речь пойдёт о том, как пришедших посетителей удержать.

Что же подразумевается под словосочетанием юзабилити веб-сайта?

В первую очередь это, конечно, наличие доступа ко всем разделам и материалам сайта на любой его странице. Здесь главную роль играет навигация - меню сайта и внутренние ссылки (т.е. ссылки на внутренние страницы ресурса). Представьте себе сайт, на домашней странице которого есть ссылки на другие страницы, но между собой эти страницы не "перелинкованы" (т.е. чтобы попасть с одной страницы на другую, надо возвращаться на главную, а прямых гиперссылок между страницами нет). Вот про такой ресурс и говорят, что у него страдает юзабилити. Ведь посетитель может и не захотеть лишний раз прыгать по страницам, на которых он уже был, он может просто покинуть этот и заглянуть на сайт конкурента, где с навигацией будет получше. Ну и, естественно, он не вернётся и не будет рекомендовать ресурс друзьям и знакомым.

Помимо навигации, большое значение имеет то, как на сайте распределён контент, как преподносится материал. Если речь идёт о тексте, то шрифт не должен быть ни слишком мелким, ни слишком крупным. Не стоит также использовать на одном сайте много разных шрифтов, это тоже может вызывать раздражение читающего. Текстовые материалы следует более-менее симметрично и, следуя логике написанного, разбивать на абзацы, а не давать всё подряд сплошным набором слов. Читать текст, который разбит на абзацы значительно проще и укладывается в голове он лучше. Главные мысли лучше выделять (например, жирным шрифтом), ну и не забывать про наглядность, дополняя текст картинками по описываемой в материале теме.

Отдельно следует поговорить о том, как можно показывать посетителю некоторое количество изображений. Согласитесь, удобнее просматривать фотографии или картинки, когда они собраны в одном интерфейсе с навигацией (когда управлять просмотром изображений можно с помощью курсора мыши), чем прыгать по разным страницам или скролить (прокручивать страницу) вверх-вниз. Современные веб-технологии позволяют создавать на сайтах красивые и в то же время удобные для пользователя так называемые слайд-шоу. Вариантов тут масса: от простого появления картинок при нажатии на т.н. thumbnails (миниатюры этих изображений) до сложных и очень впечатляющих 3D эффектов.

Несомненным плюсом для юзабилити Интернет-проекта является поиск по сайту. Особенно, когда речь идёт о ресурсе с большим количеством страниц. Даже имея отличную навигацию, Вы всё равно не сможете на одной веб-странице разместить гиперссылки на сотни, а может быть и тысячи внутренних страниц сайта. В такой ситуации поиск по сайту - незаменимая вещь. Введя в специальном окне поисковый запрос (слово или фразу, имеющие отношение к тому, что надо найти), пользователь быстро получит доступ к страницам, содержащим это слово или словосочетание. Есть несколько вариантов организации поиска по сайту. В том числе можно воспользоваться модулями поиска, которые предоставляют ведущие поисковые системы Интернета (например, Яндекс или Google).

И, конечно, нельзя забывать о непосредственном контакте с посетителями сайта. Если сайт принадлежит организации, то её контактную информацию (адрес, телефон, факс, электронная почта, карта или схема проезда) следует размещать на видном месте. Желательно, чтобы хотя бы телефон и электронный адрес были на каждой странице сайта, чтобы посетителю не надо было переходить на какую-то конкретную страницу, если он захочет связаться с владельцами ресурса (например позвонить). Форма обратной связи тоже уже давно стала обязательным атрибутом почти любого сайта. Согласитесь, очень удобно отправлять сообщения прямо с сайта, без необходимости открывать свою почту, вводить email получателя, и т.д.

Существенно улучшить юзабилити проекта можно, например, используя API Яндекс.Карт на сайте. Эта платформа вт.ч. предоставляет разнообразные инструменты, облегчающие жизнь владельцам и пользователям, позволяющие сделать сайты и приложения более удобными и информативными. Интернет-магазины, корпоративные сайты, различные сервисы - все с удовольствием используют преимущества этой платформы.

Вы можете получить дополнительную консультацию по теме юзабилити веб-сайта или задать вопрос на какую-то другую, интересующую Вас тему, , позвонив +7 (916) 676-7915, или написав на info@proacton.ru. Заранее благодарим за проявленный интерес.